Реализация дополнительного образования с использованием дистанционных технологий в Якутской кадетской школе-интернате.

Уже с понедельника мы переходим к  новому для нас виду взаимодействия с обучающимися — введению системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями в данном случае понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Чем же дополнительное образование в данном случае отличается от преподавания общеобразовательных предметов? По факту, особых отличий нет, за исключением некоторых форм работы с обучающимися.

Точно так же, как и уроки, дополнительное образование должно быть организовано по расписанию, в нашем случае, с 16 часов в будние дни.

Даже при условии проведения дополнительного образования дистанционно нужно соблюдать такие принципиальные требования, как: безусловное обеспечение высоких стандартов качества образования за счет реализации комплексных образовательных программ; конкретная адресность курсов.

Какой бы ни была направленность дополнительного образования —  физкультурно-спортивной, социально-педагогической, художественной, при ведении кружка, секции очень много времени уделяется индивидуальной работе с воспитанниками. Соответственно, мы должны найти удобные средства коммуникации с обучающимися, а также подобрать соответствующие формы и методы обучения, которые позволят вести такую работу.

Социально-педагогическая и художественная направленность дополнительного образования детей могут быть реализованы посредством участия в различных дистанционных конкурсах, челленджах, которых в данное время проводится огромное количество.

При этом нужно обратить внимание на  некоторые особенности.

Первое, на чем хотелось бы заострить ваше внимание, это поиск и введение таких форм и методов, которые позволят вести дистанционную индивидуальную и групповую работу с обучающимися, при этом сохраняя контроль над обучающимися, в том числе визуальный.

Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) разработано электронное пособие «Технологии дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия)», в котором собраны методические рекомендации по организации дистанционных форм обучения по шести направленностям дополнительного образования: естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой, социально-педагогической, художественной, социально-педагогической, физкультурно-спортивной.

Хотелось бы остановиться подробнее на организации занятий физкультурно-спортивной направленности. При реализации дистанционного обучения значительную часть учебного дня обучающиеся проводят в статичной позе перед экраном компьютера, либо с какими-либо  гаджетами. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях устанавливают продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках для учащихся 7 — 11 классов — не более 35 минут. По прошествии данного промежутка времени ребенку необходим перерыв, во время которого нужно проводить зарядку, разминку, делать упражнения для глаз.

В качестве одного из решений вопроса дистанционного контроля и фиксирования результатов обучающихся для тренера-преподавателя предлагается ведение спортивного дневника учащимися, занимающимися в секциях физкультурно-спортивной направленности. В данном дневнике отражается, в том числе, общее состояние здоровья обучающихся, самочувствие, замеры пульса перед тренировкой и после тренировки. Нужно учитывать, что при проведении дополнительного образования тренер несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. По сдвигам показателей можно судить о влиянии физических упражнений на организм, правильности проведения занятий. Результаты самонаблюдения можно анализировать совместно с медицинскими работниками, после чего вносить соответствующие корректировки в индивидуальный план проведения занятий. Данную форму для ведения личного дневника спортсмена, предлагаю взять на вооружение педагогам дополнительного образования и, возможно, учителям физкультуры.

Кроме того, в пособии рекомендуется:

  • разрабатывать еженедельные дистанционные планы тренировочного процесса;
  • ежедневно контролировать спортивные дневники учащихся (по средствам связи);
  • распределять дозировку физической нагрузки;
  • по возможности проверять по очереди правильность выполнения упражнений по видеосвязи;
  • возложить контроль на родителей за ведение спортивного журнала, температурного режима помещения, личной гигиены.

Самоконтроль обучающегося имеет большое образовательное и воспитательное значение, он является показателем сознательного отношения к тренировочным процессам. При помощи самоконтроля обучающийся и тренер могут планировать и проводить тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося, что благоприятно отражается на его работоспособности и спортивных результатах. С помощью спортивного дневника выстраивается индивидуальная траектория развития обучающегося. Кроме того, в дистанционную работу обучающегося рекомендуется включить и работу по составлению рефератов, докладов, сообщений, презентаций, видеоупражнений и видеороликов по теме физической культуры и спорта. 

В этой связи, переходим ко второму пункту, на котором можно остановиться.

Где можно найти методические разработки? Ресурсов в интернете немало.

Например, портал «Российская электронная школа» предлагает разработки,  которые могут быть использованы для проведения занятий по дополнительному образованию любой направленности.

Одним из каналов коммуникации с обучающимися для организации дистанционного образовательного процесса предлагается сделать специально созданный канал в популярном мессенджере «Telegram».

Доводы в пользу выбора данного средства в разрезе кадетской школы.

Первое. Многие кадеты уже пользуются этим мессенджером, приложение имеет простой, интуитивно понятный интерфейс, благодаря чему нашим воспитанникам не придется тратить время на изучение нового программного продукта.

Второе. В приложении можно обмениваться видео большей длительности, чем в аналогах.

Третье. Вновь подключившиеся к каналу участники получают доступ к истории сообщений, то есть могут видеть, какие, например, видеоуроки уже были представлены, то есть они не выпадают из тренировочного процесса.

Пользуясь Телеграм, а также другими средствами коммуникации, педагоги отправляют задания обучающимся, и получают обратную связь.

Так, например, кадеты, занимающиеся в секции бокса, по заданию тренера, могут записать бой с тенью, и отправить ролики тренеру, который, в свою очередь, просмотрев записи, в режиме видеоконференции может дать советы, наметить программу занятий, укажет, на что стоит обратить внимание обучающимся при самостоятельных занятиях. Таким же образом и сам педагог может записать задание-видеоурок с подробными пояснениями и ответами на возникающие вопросы.

На данном канале планируется выкладывать как задания для обучающихся, так и некоторые работы ребят. Ссылка на канал: Канал ГБОУ РС(Я) «Якутская кадетская школа-интернат» https://t.me/kadetskayashkola.

Несмотря на то, что данный ресурс создан совсем недавно, мы уверены, что он станет хорошим подспорьем не только для наших воспитанников, но и методической копилкой для всех желающих.

error: Content is protected !!